Открытие выставки «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» в Музее Фаберже

25 ноября 2017 года, суббота

25 ноября 2017 года в Музее Фаберже (Faberge Museum) открылась выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса». Музей продолжает свою серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Фриды Кало и Сальвадора Дали.





Российский зритель имеет возможность впервые увидеть уникальную коллекцию живописи ведущих художников Парижской школы первой трети XX века, собранную их современником и покровителем Йонасом Неттером. На выставке представлены главные жемчужины коллекции Неттера: живопись Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), Хаима Сутина (Chaim Soutine), Мориса Утрилло (Maurice Utrillo), а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса.



Фото: А. Дерен. «Большие купальщицы» (1908), © Pinacothèque de Paris.

Монпарнас — квартал Парижа, ставший центром его артистической, интеллектуальной и светской жизни незадолго до начала Первой мировой и сохранявший свою неповторимую атмосферу вплоть до начала Второй мировой войны. Неотъемлемой чертой Парижа тех лет был интернационализм — художники, писатели, политики и бизнесмены со всего мира съезжались туда, и многие оставались там жить. Для художников и поэтов, желавших приобщиться к последним веяниям в искусстве, Монпарнас был настоящим местом паломничества — в 1910-х годах завсегдатаями его многочисленных кафе были все лидеры и идеологи европейского модернизма.

Однако жизнь мастеров была вовсе не безоблачной и беззаботной. Молодые художники — Модильяни, Сутин, Утрилло и многие другие — жили в бедности, а их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались.

Огромную роль в судьбе этих художников сыграл первый постоянный покупатель их работ, предприниматель и любитель искусства Йонас Неттер, который оказывал творцам финансовую поддержку и приобретал их произведения для своей коллекции. Его собрание живописи более 70 лет было недоступно для широкого зрителя и только в последние годы его стали показывать в Европе.

Шедеврами коллекции Неттера несомненно являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амедео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них три портрета его музы — Жанны Эбютерн. История любви Жанны и Модильяни, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве 20 века. Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.



Фото: А. Модильяни. Портрет рыжеволосой девушки (Жанна Эбьютерн) (1918), © Pinacothèque de Paris.

На выставке также показана замечательная подборка картин близкого друга Модильяни — выходца из России Хаима Сутина. Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности, и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма. В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин — портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи. Считая себя преемником старых мастеров, Сутин утверждал, что мотив изображения туш животных был подсказан ему картиной Рембрандта «Освежеванный бык».



Фото: А. Модильяни. Портрет Хаима Сутина (1916), © Pinacothèque de Paris.



Фото: Х. Сутин. «Подвешенный заяц» (около 1923), © Pinacothèque de Paris.

Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему — «белому» — периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери — художницы, а в молодости — любимой натурщицы Ренуара и Тулуз-Лотрека — Сюзанны Валадон, чьи работы также можно будет увидеть на выставке. Утрилло стал мастером монохромных, отличающихся изысканным чувством тона городских пейзажей, передающих ощущение одиночества и меланхолии.



Фото: М. Утрилло. «Ворота Сен-Мартен» (около 1908), © Pinacothèque de Paris.

Яркий контраст эфемерным работам Утрилло создают насыщенные по цвету картины Моисея Кислинга, среди которых — портрет коллекционера Йонаса Неттера. Последнего с Кислингом связывала дружба, что неудивительно: Кислинг был истинной душой Монпарнаса, человеком излучавшим, по свидетельству современника «энергию, в которой смешивались жизненность, любовь, сексуальность и творчество».



Фото: М. Кислинг. Мужской портрет (Йонас Неттер), © Pinacothèque de Paris.

Всего на выставке представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера.

Организаторами выставки выступили Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, главой которых является Владимир Воронченко. Он лично присутствовал на торжественном открытии и рассказывал почётным гостям о выставке. Куратор проекта Марк Рестеллини (Marc Restellini) — историк искусства, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Амедео Модильяни.





Я влюбилась в картину Модильяни «Девочка в голубом». Она мне просто снится. Глаза, такие грустные и чистые — глаза ребенка. Мне кажется, Модильяни научил меня смотреть вообще немного по-другому на людей. Это какой-то более проникновенный взгляд — вглубь, в душу, и ты ощущаешь, как же она ранима и трепетна — душа. Тонкий чувственный стиль Модильяни, его ранняя смерть, любовь Жанны, а до того роман его с Анной Ахматовой — все побуждает меня взяться за изучение биографии этого гениального живописца — Амедео Модильяни. Спасибо организаторам выставки!
Ирина Гордеева, посетитель выставки.

Поиск

Свежий выпуск