Цирк как музыкальный инструмент

21 сентября 2013 года, суббота



В Цирке на Фонтанке состоялось торжественное открытие сезона. Сначала на экскурсии по Музею циркового искусства рассказали об основателе цирка Гаэтано Чинизелли и о всевозможных цирковых жанрах, а затем этот экскурс в искусство прошлого закончился встречей с искусством современным — «Маленьким цирком» Лорана Биго. И аншлагами на каждом показе этого представления.









Представьте, что цирк стал большим музыкальным инструментом. Звенит туго натянутая проволока, поет раскачивающаяся трапеция, а манеж как огромная ударная установка чутко реагирует на движения артистов.











Артисты «Маленького цирка» — родом из Китая, и все хорошо нам знакомы. Они выступают в переходах метро и на улицах, отличаясь отчаянной смелостью и навязчивостью: балансируют над головой или лезут прямо под ноги. Того глядишь — раздавишь этих механических животных, или упадет тебе за шиворот акробат ростом в десять сантиметров, неловко подброшенный торговцем-нелегалом.









Из таких китайских игрушек и оставлена труппа «Маленького цирка»: летающий пластиковый орел, панда, совершающая кульбиты на проволоке, акробаты, белки, лиса, толкающая мордой огромный шар, а также бумажные балерина на проволоке и гимнастка на трапеции. Для Лорана Биго, конферансье и дрессировщика в одном лице, каждая из игрушек — персонаж. Они даже иногда не подчиняются ему: уползают к границе манежа, прячутся среди баночек и нехотя возвращаются в центр сцены.



Лоран Биго, присоединяя микрофоны к игрушкам и к манежу, проявляет для человеческого уха все механические, рабочие звуки своего цирка, и его маленькое открытие в том, что этот шум и есть музыка, пусть в стиле нойз. Это представление, короткое, как хокку, заставляет прислушаться к тому, как свистит воздух у раскачивающейся трапеции, к тому, как приземляется игрушечный акробат — и чуть лучше понять самые простые вещи.



Поиск

Свежий выпуск