Выставка «Все люди – сестры»

с 1 марта по 12 мая

В выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости открыта выставка «Все люди — сестры», приуроченная к 100-летнему юбилею празднования Международного женского дня в Петербурге. Произведения живописи и графики, плакаты, открытки, фарфор, предметы быта, костюм из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга рассказывают об истории самого популярного женского праздника в России: о том, как с течением времени из политического он превратился в традиционный, всеми любимый весенний праздник. Кроме того, экспонаты выставки позволяют проследить стремительную эволюцию образа женщины в ХХ веке: ее внешнего вида, положения в семье и обществе.










Появление праздника традиционно связывают с именем Клары Цеткин, которая в 1910 году предложила отмечать Международный женский день — день борьбы за права и политические свободы женщин — 8 марта (по дате первой манифестации женщин в защиту своих прав, состоявшейся в Нью-Йорке 8 марта 1857 года). В 1910-х годах Международный женский день пользовался популярностью в мире, в частности в странах Европы.




О борьбе европейских женщин за равноправие и претворении в жизнь идей женской эмансипации напоминают на выставке открытки 1910-х годов из серии об английских суфражистках — участницах движения за предоставление женщинам избирательных прав — и французские открытки, изображающие парижских женщин-извозчиков. Дополняют этот раздел западноевропейские карикатуры на женщин, освоивших «мужские профессии»; серия фарфоровых тарелок с сюжетами, высмеивающими женщин, занимающихся спортом; открытки-карикатуры на тему «женщина за рулем», «женщина на велосипеде» и т.п.




В России впервые Международный женский день отмечался 2 марта 1913 года в Петербурге: в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице были организовано «научное утро по женскому вопросу», где собралось 1.5 тыс. человек, и обсуждались как социальные, так и политические вопросы (например, вопрос избирательного права для женщин).

Второй важной вехой в российской истории праздника стали события, произошедшие 23 февраля (8 марта) 1917 года: забастовка работниц-текстильщиц Выборгского района Петрограда и процессия, прошедшая по Невскому проспекту к Городской думе с лозунгами «мира и хлеба» и «женского равноправия». Начавшиеся в этот день выступления переросли в Февральскую революцию 1917 года.

Об этих событиях на экспозиции напоминают фотографии, запечатлевшие демонстрации женщин в Петрограде в дни Февральской революции. Интересна афиша лекции А. Коллонтай «Какой тип женщины нужен рабочему классу» 21 июня 1917 года.

Революционные истоки праздника повлияли на то, что в годы советской власти Международный женский день получил статус государственного праздника (в 1921 году) и стал выходным днем (с 1965 года). Со временем «день борьбы за права женщин» утратил свою политическую окраску и стал восприниматься в общественном сознании, как «день женщин». Демонстрации и митинги сменились шумными веселыми застольями и семенными праздниками, а политические лозунги — добрыми пожеланиями, цветами и подарками.

На выставке можно увидеть политические плакаты советского времени, агитационный фарфор, фотографии 1920-1940-х годов, которые представляют образы сильных женщин, которые овладевают мужскими профессиями, берут в руки оружие и наравне с мужчинами встают на защиту «социалистического Отечества», восстанавливают страну после разрухи двух войн: Гражданской и Великой Отечественной.

Среди них плакаты 1920-1930-х годов «8 марта — праздник грядущего освобождения работниц и крестьянок всех стран. Работница! Знай, что кооперация путь к социализму» (по рис. неизв. худ.), «Международный день работниц — день смотра социалистического соревнования» (по рис. В.Н.Кулагиной), «Колхозница, будь ударницей уборки урожая» (по рис. Н. С. Пинус), «Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан» (по рис. А. А. Дейнеки). Соответствуют духу времени фарфоровые статуэтки активисток, женщины-агитатора, женщины-милиционера, колхозницы и стахановки, выпущенные Ленинградским фарфоровым заводом и Дулевским заводом по моделям скульптора Н. Я. Данько.



Рядом демонстрируются фотографии «Женская морская команда» (1918), «Участницы автопробега на мотоциклах по Ленинграду 8 марта 1939» (1939), «Группа осовиахимовцев» (1942), свидетельствующие о достижениях женщин в традиционно «мужских» профессиональных областях.

О подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны напоминают плакаты В. А. Серова «Заменим» (1941) и «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его!» (1944), К. Ф. Смирнова «Мужа зовет под знамена война — встанет к станку патриотка жена» (1941), И.А. Серебряного «А ну-ка, взяли!..» (1944) и серия литографий А.Ф.Пахомова «В нашем городе» (1944), посвященная женщинам, восстановившим разрушенный Ленинград.

В послевоенные десятилетия тема солидарности женщин разных стран в борьбе за мир и светлое будущее по-прежнему оставалась актуальной. Представленные на выставке плакаты «Женщины мира, объединяйтесь в борьбе за мир» (1959, по рис. Н.Н.Ватолиной), «Мир, труд, свобода... священный огонь материнской любви воодушевляет трудящихся женщин на борьбу за светлое будущее» (1963, по рис. В.Б.Корецкого) были типичны для этого времени. Однако, со временем популярность приобрели другие женские образы. Одной из главных стала тема материнства и роли женщины в семье. Об этом свидетельствуют плакаты «О счастье наших матерей заботится страна» (1946,по рис. В.Б. Корецкого), «За счастье детей!» (1954, по рис. В. В. Сурьянинова), фарфоровые статуэтки по моделям Г. С. Столбовой «Первый раз в школу» (1954, ЛФЗ) и «Ладушки» (1963, ЛФЗ).

В последние десятилетия ХХ века образ сильной женщины, способной во всем заменить мужчину, окончательно уходит в прошлое, и возвращается образ «прекрасной дамы». Это подтверждает представленная на выставке праздничная продукция 1980-1990-х годов.

Дополняют экспозицию «инсталляция» из женских платьев и предметов гардероба разного времени (корсета, свадебного платья, военной женской формы и др.), которая символизирует на выставке те значительные изменения, которые претерпел образ женщины в ХХ веке.




На выставке представлены материалы о знаменитых женщинах, изменивших мир, — о Флоренс Найтингейм (основоположница современного сестринского дела), Александре Коллонтай, Валентине Терешковой, Голде Меир и многих др.



В рамках выставки состоится конкурс детского рисунка «Портрет мамы». Конкурс проводится совместно ГМИ СПб и компанией «Комус». Победители конкурса получат призы от музея и компании «Комус».





Петропавловская крепость, выставочный зал Иоанновского равелина


Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск