Театр-фестиваль «Балтийский дом»

с 9 октября по 20 октября

Осенью в нашем городе пройдет XXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом». По оценке международных экспертов, фестиваль «Балтийский дом» сегодня входит в высшую группу Международных театральных фестивалей, наравне с такими признанными форумами, как Эдинбургский и Авиньонский.





Во многом благодаря Фестивалю российская публика познакомилась с творчеством ведущих мастеров европейского театра: Эймунтаса Някрошюса, Римаса Туминаса, Оскараса Коршуноваса, Алвиса Херманиса, Эльмо Нюганена, Люка Персеваля, Томаса Остермайера, Кристофа Марталера, Кристиана Смедса, Гжегожа Яжыны, Кшиштофа Варликовски и многих других. За годы своего существования «Балтийский дом» представил более 100 европейских театров.



В 2013 году театральный мир будет отмечать 150-летний юбилей Константина Сергеевича Станиславского, основателя МХТ (первоначальное название которого — Московский художественный общедоступный театр). Организаторы XXII международного фестиваля «Балтийский дом» решили посвятить его родоначальнику русского репертуарного театра. Девиз фестиваля этого года: Художественный! Общедоступный?



Какова миссия театра сегодня? Должен ли он быть «кафедрой» или местом развлечения и отдыха? Насколько оторван современный театр от зрителя? Может ли массовое, популярное, быть по-настоящему сложным и интересным? Существует ли универсальный язык, на котором автор может разговаривать со всей аудиторией? Или настоящее искусство не должно быть понятно каждому? В кино уже давно существует понятие «арт-хауса», а в театре? Что может называться «художественным»?



Может ли «художественное» быть «общедоступным»?

Ответы на эти вопросы можно будет найти в спектаклях фестивальной афиши.



Русская и мировая классика — главное действующее лицо большинства работ, представленных на «Балтийском доме».



«Божественная комедия» Данте легла в основу нового спектакля Эймунтаса Някрошюса. Премьерный показ коопродукции театра «Мено Фортас» (Вильнюс, Литва) и «Балтийского дома» откроет Фестиваль.



«12 Карамазовых» — спектакль по роману Достоевского театра Von Krahl (Таллин, Эстония) в постановке финна Кристиана Смедса позволит взглянуть на классику с непривычной стороны. Смесь русской литературы, финской изобретательности и молодой эстонской энергии получилась невероятно взрывной.



«Дядя Ваня» (Клокрикетеатерн, Хельсинки,Финляндия) Андрея Жолдака — важная веха творческого пути режиссера. Петербургский зритель увидит не только неожиданного Чехова, но и откроет для себя абсолютно нового Жолдака.



Чеховские мотивы будут представлены также в спектакле «Вишневый сад» в постановке Театра Талия (Гамбург, Германия). Тексты классиков в интерпретации режиссера спектакля Люка Персеваля всегда звучат свежо и современно.



Спектакль «После битвы» (Театр Эмилиа Романья, Модена, Италия) впервые в Петербурге представит творчество лауреата Европейской театральной Премии — режиссера, актера и драматурга Пиппо Дельбоно.

«После битвы» находится на пересечении разных видов искусства — от драматического театра и оперы до поэзии и современного танца. В основе композиции — тексты Кафки, Арто, Уитмена, Пазолини, музыка Верди и Паганини.



«Три сестры. Акт первый» (Проект «Открытая сцена», Москва, Россия) — первый режиссерский опыт эксцентричного перформансиста и модельера Андрея Бартенева. Эпатажное шоу и глубокий трагический фарс вырастает из переосмысления классики приемами пластического искусства.



Классик польского авангарда Кшиштоф Ясиньский представит свой взгляд на шекспировское наследие. В главной роли «Короля Лира» (Театр STU, Краков, Польша) легенда мирового театра и кино Даниэль Ольбрыхский.



В преддверии российско-голландского года культуры «Балтийский дом» представляет один из самых интересных экспериментальных театров Голландии Dood Paard (Амстердам Голландия) со спектаклем «Bye, bye». В основе постановки трагедия Шекспира «Отелло», переосмысленная с учетом актуальных проблем современной Европы.



Спектакль «Миранда» (ОКТ, Вильнюс, Литва) режиссер Оскарас Коршуновас придумал разложив текст пьесы Шекспира «Буря» на двух героев — Миранду и Просперо. Что получилось в результате, петербургский зритель сможет увидеть в заключительный день фестиваля.



«Балтийский дом» продолжает открывать новые театральные имена Балтийского региона. В Петербурге будет представлен спектакль «Легионеры» молодого театра из Риги, впервые принимающего участие в фестивале — «Театр с улицы Гертруды». В основе постановки история латышских легионеров, выданных Швецией Советскому Союзу после Второй мировой войны. Авторы спектакля не боятся высказываться на острые темы — едко, саркастично и талантливо развенчивая мифы, сложившиеся по разные стороны исторических баррикад. Спектакль пройдет в рамках проекта «Балтийская драма сегодня».



В программе фестиваля — «Петербургский кейс» — ярмарка новых театральных проектов города, целью которой является продвижение нового театра Санкт-Петербурга на международном театральном и фестивальном рынке. К знакомству с работами молодых режиссеров, актеров и театральных коллективов приглашены руководители, арт-директора, продюсеры ведущих международных театральных фестивалей.



Во время XXI фестиваля «Балтийский дом» с успехом прошел фестиваль студенческих спектаклей «Театральный фрэш». В этом году удачный эксперимент будет продолжен. В программу включены показы лучших студенческих спектаклей европейских театральных академий. Главный критерий отбора постановок — их «характерность» для той или иной театральной школы, отражающая наиболее яркие тенденции театрального образования представленной страны. В программе будут представлены театральные академии Литвы, Польши, Германии, Франции и России.



Фестиваль — это не только показ спектаклей, но и место для дискуссий. Одним из важных событий «Балтийского дома» станет научно-практическая конференция «Станиславский: за и против», посвященная наследию русского классика. Актуальны ли методы Станиславского сегодня? Всё ли мы знаем о теории и практике Великого Мастера? Кто является продолжателем его традиций — догматики, строго следующие «системе», или театральные «хулиганы», вышедшие за ее рамки? Что из себя представляет легендарная «Система Станиславского» и существовала ли она на самом деле?



Основой конференции станет реальный опыт отечественных и зарубежных практиков театра — режиссеров, актеров, критиков и продюсеров из стран Европы, СНГ, Балтии и России. Арбитрами диспута выступят российские теоретики театра. Модератор конференции главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова.



Этими событиями программа «Балтийского дома» не ограничивается. Организаторы фестиваля готовят еще много сюрпризов для тех, кто хочет найти ответ на вопрос: Художественный! Общедоступный?



Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск