Произведения Берлиоза и Кордеро в Капелле

суббота, 20 октября

В исполнении Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга прозвучат Симфония № 3 «Гарольд в Италии» Г.Берлиоза и «Антильский концерт» для гитары с оркестром Э.Кордеро. Солисты: заслуженный артист России Андрей Догадин (альт) и заслуженный артист России Юрий Нугманов (гитара). Дирижер — народный артист России Александр Чернушенко.





Получив летом 1830 года по окончании Парижской консерватории Римскую премию, Гектор Берлиоз на полтора года уезжает в Италию. По возвращении его ждет триумфальный успех: 9 декабря 1832 года состоялась премьера окончательной редакции его первого зрелого произведения — Фантастической симфонии. 22 декабря 1833 года на одном из концертов Берлиоза присутствовал Паганини и попросил Берлиоза написать для него новую композицию в стиле Фантастической симфонии. Однако отрицательно относившийся к жанру сольного виртуозного концерта Берлиоз, по собственным словам, решил создать симфонию в новом стиле, а вовсе не сочинение, написанное с целью показать блеск индивидуального таланта Паганини.



Первоначально композитор намеревался ограничиться двумя частями, затем тремя и, наконец, остановился на обычном четырехчастном цикле. Берлиоз работал быстро, в спокойном состоянии духа, наслаждаясь счастьем семейной жизни в тихом домике на Монмартре. «Гарольд в Италии» был закончен за полгода, 22 июня 1834 года. 15 ноября состоялась премьера симфонии. Она прозвучала в зале Парижской консерватории, причем из уважения к композитору оркестранты согласились играть бесплатно. Солистом выступил Кретьен Уран, первый альтист Grand Opera. Несмотря на не слишком удачное исполнение (по вине дирижера), симфония имела успех, а вторая часть была повторена по требованию публики, среди которой находились Лист, Шопен, Гюго, Дюма, Гейне и Эжен Сю.



На следующий день появились рецензии — как хвалебные, так и ругательные, а вечером Берлиоз получил письмо, в котором анонимный автор упрекал его в отсутствии мужества — композитор, по мнению анонима, должен был застрелиться после премьеры. Однако с каждым годом успех симфонии укреплялся, особенно после того, как дирижировать ею стал сам Берлиоз. А на концерте 16 декабря 1838 года, где под управлением автора прозвучали Фантастическая симфония и «Гарольд в Италии», снова присутствовал Паганини. Потрясенный, он по окончании концерта под гром оваций публики и оркестра опустился на колени перед композитором.



«Гарольд в Италии» посвящен близкому другу Берлиоза поэту Эмберу Феррану, которому предположительно принадлежит мысль избрать в качестве программы поэму Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Мотивы ее четвертой песни, повествующей о странствиях героя по Италии, сплелись с собственными воспоминаниями композитора об итальянских впечатлениях 1831–1832 годов — о посещении монастырей и народных празднеств, путешествии в Абруццкие горы. Италия предстала перед ним страной романтической, с дикой природой и необузданными нравами: В «Мемуарах» Берлиоз писал, что «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда».



Такое использование солирующего инструмента вкупе с порученной ему темой, мало изменяющейся на протяжении симфонии, — небывалое решение, сближающее симфонию с оперой, где герою принадлежит определенный лейтмотив. Заимствованный у Байрона Гарольд значительно переосмыслен и трактован как обобщенно романтический образ. По словам Листа, Берлиоз видел в Гарольде «изгнанника, который не может бежать от самого себя и которого гонит с места на место „отрава жизни, демон мысли“». С другой стороны, композитор сближает симфонический жанр с концертным, причем выступает новатором и в выборе солирующего инструмента — в XIX веке альтовых концертов не было.



Эрнесто Кордеро — пуэрто-риканский гитарист и композитор. Родился в Нью-Йорке 9 августа 1946 года. Вырос в Пуэрто-Рико. Гитару и теорию музыки изучал в Мадридской консерватории (1967-70), а также в музыкальных академиях Рима и Сиены (1973-74). Кордеро сделал отличную карьеру в качестве гитариста-виртуоза; преподавал композицию и гитару на музыкальном факультете Университета Пуэрто-Рико; был музыкальным руководителем Международного гитарного фестиваля в Пуэрто-Рико. Преподает гитару и композицию в Университете Пуэрто-Рико. Эрнесто Кордеро — автор множества произведений, где нашел свое отражение разнообразный музыкальный фольклор Карибских островов. Перу Кордеро принадлежат семь концертов (в том числе четыре концерта для гитары), ансамбли с участием гитары и опусы для гитары соло. Он неоднократно получал премии за композицию, его творения включили в свой постоянный репертуар маститые гитаристы Иван Рихос, Анхель и Пепе Ромеро, Карлос Барбоса Лима и другие.



По стилю Эрнесто Кордеро — типичный неоклассик, мелодист, приверженец традиционной гармонии и формы. Его «Антильский концерт» называют одним из самых прекрасных сочинений для гитары с оркестром. Шедевр, названный в честь одноименных островов, основан на народной музыке Латинской Америки и состоит из трех частей — жанровой музыки сельской местности, кубинских баллад и танго. Пасторальная первая часть рисует идиллический пейзаж, свое восхищение которым солист выражает в пышной романтической каденции. Во второй части, вдохновленной летним спокойствием Карибского моря, чередуются две темы, вторая из которых — в ярко выраженном кубинском духе. Третья, самая виртуозная часть — единственная, обращенная непосредственно к фольклору Пуэрто-Рико, а также милонге, песенному жанру Уругвая и Аргентины, который считается предшественником танго.





Андрей Догадин (р. 1961 г.) — заслуженный артист России, альтист, педагог. В 1985 году окончил Ленинградскую консерваторию. С 1986 по 1995 год Андрей Догадин был участником Петербургского струнного квартета. Лауреат международных конкурсов. Начиная с 1995 года, Андрей Догадин — концертмейстер группы альтов Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С 1986 года Андрей Догадин преподает в Санкт-Петербургской консерватории, где в настоящее время является профессором кафедры скрипки и альта. Двенадцать его учеников стали победителями международных конкурсов, также его ученики работают в ведущих российских и зарубежных оркестрах. Как солист и ансамблевый исполнитель Андрей Догадин известен во многих странах. Он регулярно участвует в престижных международных музыкальных фестивалях.



Юрий Нугманов — российский гитарист с мировым именем. Окончил музыкальную школу им. И.Дунаевского в Москве (класс гитары Л.Акишиной), музыкальное училище имени Гнесиных (класс гитары А.Гарина и В.Брэнда) и Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу гитары у профессора А.Фраучи. С 1982 г. музыкант начал выступать на профессиональной сцене как солист и аккомпаниатор. В 1995 году Юрий Нугманов был приглашен в Лондон для участия Международном музыкальном фестивале, проводимом аукционным домом Sotheby’s. В 2002 г. музыкант выступал в США с сольными концертами и с оркестрами Indian River Pops Orchestra и New Gardens Concert Band. Ежегодно принимает участие в концертах джазового общества Fort Pierce Jazz & Blues Society во Флориде. Гастролировал в Великобритании, Франции, Испании, Японии и других странах.

Календарь

Декабрь 2017
пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Свежий выпуск