Открытие сезона Капеллы

среда, 26 сентября

Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга открывает концертный сезон грандиозным концертом. В исполнении солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга, а также Российского рогового оркестра прозвучит оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на текст Н.Д. Горчакова. Дирижер — Народный артист СССР Владислав Чернушенко. Руководитель Российского рогового оркестра — Сергей Поляничко





Самое известное сочинение Степана Дегтярева — оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на текст Н.Д. Горчакова (1811) была впервые исполнена под управлением автора в обстановке патриотического подъема кануна Отечественной войны 1812 года. Звучание симфонического оркестра, эффекты рогового оркестра и пушечной пальбы в апофеозе, в сочетании с умелым развитием музыкальной драматургии произвели огромное впечатление. В премьере участвовали почти 200 оркестрантов и певчих. Хоровые части из оратории стали хрестоматийными, они входили в репертуар любительских, учебных, а также профессиональных хоров. «Г-н Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе», — писал в своей рецензии Г.Р. Державин. Оратория была повторена в 1818 г. при открытии на Красной площади памятника Минину и Пожарскому. Известны две другие оратории Дегтярева — «Освобождение Москвы в 1812 г.» и «Бегство Наполеона». Последняя, к сожалению, осталась неоконченной.



Степан Аникиевич Дегтярев (1766 — 1813), современник Д.С. Бортнянского, ровесник Н.М. Карамзина, занял в истории русской музыки заметное место. Дегтярев (или, как он сам подписывался, Дехтярев) — автор многих хоровых концертов, уступавших, по мнению современников, лишь сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории, переводчик и комментатор первого на русском языке труда по музыке — трактата В. Манфредини.



Еще мальчиком Степана Дегтярева вывезли при наборе певчих из села Борисовка — вотчины Шереметевых, дали блестящее для крепостного образование, предоставив возможность, помимо прочего, посещать лекции в Московском университете и обучаться музыке у европейской знаменитости — Джузеппе Сарти, с которым, согласно легенде, он предпринял в целях совершенствования образования кратковременную поездку в Италию. Дегтярев был гордостью известного крепостного театра и капеллы Шереметевых в пору их расцвета, участвовал в концертах и спектаклях как хормейстер, дирижер и актер, выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению, создавал для капеллы собственные сочинения.



В настоящее время известны названия более 100 хоровых произведений Степана Дегтярева, из них обнаружено примерно две трети сочинений (в основном в виде рукописей). В соответствии с господствовавшей тогда эстетикой в них преобладает мажорный гимнический тон, хотя, быть может, особенно впечатляют моменты скорбной лирики. Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицистскому. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени. Но при всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, навеянная сентиментализмом.



Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, Степан Дегтярев всю жизнь испытывал тяжесть своего крепостного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Композитор приобрел известность еще при жизни не только в России, но и за границей: о его сочинениях писали в европейских изданиях. Однако, Дегтярев постоянно страдал от материальных невзгод и под конец жизни ради заработка принял место регента у одного помещика в Курской губернии.



Российский роговой оркестр — музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской роговой музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине 18 века. Аналогов исполнения роговой музыки в мире не существует. Роговой оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании, отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение.



В репертуаре оркестра произведения признанных классиков и современных композиторов. В виду технической сложности исполнения, разучивание одного произведения оркестром занимает от 3-х месяцев до года, но это не мешает музыкантам постоянно расширять список исполняемых произведений. За плечами оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевский зал Московского Кремля, Московской международный дом музыки, Красная площадь, Дворцовая площадь, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Академическая Капелла Санкт-Петербурга, Георгиевский зал Эрмитажа, Смольный собор, гастроли в России, Германии, Италии, Эстонии, Финляндии, Латвии. Основатель и художественный руководитель коллектива — дирижер Сергей Поляничко. В составе Российского рогового оркестра — 20 музыкантов. Все они выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров Санкт-Петербурга.

Календарь

Декабрь 2017
пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Свежий выпуск