Реквием Моцарта в Капелле

понедельник, 11 июня

В Капелле Санкт-Петербурга прозвучит Реквием Вольфганга Амадея Моцарта. В концерте принимают участие Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга и хор «Egidio Fant» (Италия). Дирижер — Фульвио Туриссини.





В июле 1791 года Моцарт, прославленный музыкант, член Болонской Академии и кавалер Ордена Золотой шпоры, автор многочисленных симфоний, опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», напряженно работал над «Волшебной флейтой». Чувствовал он себя очень плохо: мучили непонятные боли, слабость. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. «Черный человек» заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов; столько же он должен был получить по окончании работы. Но самое главное — композитор должен был сочинять Реквием анонимно. Моцарт принял это крайне унизительное для него условие: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он просто не мог отказаться.



Сразу началась работа. Но Моцарт не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной». (Вена, 7 сентября 1791 года).



Скорбная музыка Lacrimosa так волновала Моцарта, что он был не в силах завершить окончательную отделку хоровых партий и перешел к сочинению двух следующих хоров. В предыдущих частях партии солистов и хора были вполне закончены, но инструментовка осталась лишь намеченной.



Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. «Волшебная флейта» была закончена, 30 сентября состоялась ее премьера. После этого Моцарт еще сочинил Маленькую масонскую кантату, которой сам продирижировал в середине ноября. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Ксаверу Зюсмайеру, жившему в его доме. По утверждению Констанцы, она даже вынуждена была забрать у мужа партитуру Реквиема, так как работа над ним пагубно влияла на его здоровье.



Вечером 4 декабря Моцарта зашли навестить друзья. Они были потрясены болезненным видом композитора и уговорили Моцарта оставить на время работу и лечь в постель. Он согласился при одном условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. Моцарт раздал каждому его партию и сам решил принять участие: чуть слышным голосом он исполнял партию альта. Во время исполнения Lacrimosa Моцарт разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.



Опасаясь, что заказчик произведения не только не заплатит гонорар, но и потребует обратно задаток, после смерти мужа Констанца обратилась к Йозефу Эйблеру с просьбой завершить сочинение. Эйблер написал инструментовку в частях вплоть до Lacrimosa и приостановил работу. После этого Констанца, по некоторым сведениям, обращалась к другим венским композиторам с аналогичной просьбой, но все они отказывали ей, и в итоге рукопись попала к Зюсмайеру.



«Смерть застигла его во время работы над Реквиемом, — вспоминал Зюсмайер. — Так что окончание его произведения было поручено многим мастерам. Одни из них, перегруженные делами, не могли отдаться этому труду. Другие же побоялись скомпрометировать свой талант сопоставлением с моцартовским гением. В конце концов, дело дошло до меня, ибо было известно, что еще при жизни Моцарта я нередко проигрывал или совместно с ним напевал сочиненные номера. Он очень часто обсуждал со мною разработку этого произведения и сообщил мне весь ход работы и основы инструментовки. Я могу лишь мечтать о том, чтобы знатоки хотя бы кое-где нашли следы его бесподобных поучений, тогда моя работа в какой-то мере удалась».



Последний написанный самим Моцартом номер — Hostias. Остальные номера Реквиема, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, дописаны Зюсмайером. Моцарт не написал конца произведения, и Зюсмайер целиком повторил музыку первой части вместе с двойной фугой, создав таким образом музыкальное обрамление. Что касается оркестровки уже имевшихся номеров, то ей мы практически полностью обязаны Зюсмайеру. Особенно его яркий и броский стиль заметен в написании партитуры ударных и духовых. Удачно сочетаемый здесь с музыкой учителя (оркестровкой которой Зюсмайер занимался и при его жизни), его смелый стиль добавил музыке особой выразительности.



Премьера Реквиема состоялась 14 декабря 1793 года в Вене, в церкви Цистерцианцев. Через несколько лет стало известно имя таинственного заказчика: это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, которому Реквием понадобился для ежегодного исполнения в память о его жене. Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее — покупал у них авторство. При первом исполнении Реквиема Вальзеггом в декабре 1793 года на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга». Посредником, «Черным человеком», был его управляющий Лойтгеб. Когда в печати появилось сообщение о предстоящем издании Реквиема, граф потребовал у вдовы Моцарта «возмещения убытков».



Во второй половине XX века была создана реконструкция Ричарда Мондера, попытавшегося «очистить» музыку Моцарта от правок и фрагментов Эйблера и Зюсмайера и воссоздать недостающий материал в соответствии с моцартовским стилем письма. В частности, совершенно иное звучание приобрела Lacrimosa. Сильным изменениям подверглись также Sanctus, Hostias и Agnus Dei. Кроме того, Мондер включил в состав Реквиема Amen, не использованный Зюсмайером (этим фрагментом завершается Lacrimosa). Эта версия, конечно, не может считаться полностью аутентичной задумкам Моцарта, которые так и остались неизвестными. Реконструкция Мондера, иногда отдельные её фрагменты, приобретает в последнее время все большее распространение. Она была записана, в частности Кристофером Хогвудом, а также Клаудио Аббадо.



В своем Реквиеме Моцарт запечатлел всю глубину страданий и горя утраты близкого человека. Величавые, полные глубокого драматизма и сурового эпического пафоса хоры чередуются с нежными, лирическими просветленными эпизодами. Реквием Моцарта — вдохновенный гимн Господу, одно из величайших творений человеческого гения.

Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск