«Мертвые души» в Мариинском театре
пятница, 18 мартаПоследняя великая русская опера возвращается на сцену Мариинского театра.
Бесспорный шедевр Родиона Щедрина «Мёртвые души» снова на сцене Мариинского театра. 18 марта пройдет долгожданная премьера новой сценической версии оперы под управлением Валерия Гергиева. Над спектаклем работают режиссер Василий Бархатов и художник-постановщик Зиновий Марголин.
Музыки и действия в «Мертвых душах» наберется на два с небольшим часа, а исполнительские силы требуются огромные: в опере тридцать две сольные партии.
Щедрин работал над «Мертвыми душами» 10 лет. Композитор признавался, что поэма Гоголя одна из его любимых книг. Каждый герой поэмы у Щедрина имеет свою арию-портрет. Композитор использовал все или почти все виды ансамблей — от дуэта, трио, квартета, квинтета, секстета до шестнадцатиголосия. Каждое действие имеет свой оркестровый эпизод-пантомиму. Яркую характерность гоголевских типов Щедрин подчеркивает игрой оркестровых тембров. Так, Манилову сопутствует флейта, Коробочке — фагот, Ноздреву — валторна, Плюшкину — гобой, Собакевичу — два контрабаса. В романе Гоголь упомянул песню «Не белы снеги» — Щедрин на подлинный народный текст написал сочинение в духе протяжных ямщицких песен. А скрипки Щедрин заменил человеческими голосами, потому в опере занято два хора: один — на сцене, второй, камерный, по задумке автора должен сидеть в яме на месте первых и вторых скрипок.
В 1978 году на сцене тогда еще Кировского театра впервые прозвучали «Мертвые души» под управлением Юрия Темирканова в постановке Бориса Покровского и сценографии Валерия Левенталя. Спектакль Покровского сперва был поставлен в Большом — театр заказал Щедрину эту оперу — а потом был перенесен в Кировский. Работа Покровского вошла в историю оперной режиссуры — двухъярусная конструкция сцены, десятки чичиковских двойников и множащиеся губернаторские дочки вошли во все учебники оперной режиссуры.
У двухтысячных будут свои «Мертвые души».