В Капелле прозвучит редкое сочинение Шарля Гуно

среда, 30 мая

В Капелле Санкт-Петербурга состоится очередной концерт из цикла «Премьеры сезона». В исполнении Певческой капеллы впервые в нашей стране будет исполнена Торжественная месса № 4 Шарля Гуно для смешанного хора и органа по напевам католической литургии. Также в концерте прозвучит Ave Maria на музыку Баха-Гуно, Доницетти, Мендельсона, Листа, Брамса, Леонкавалло и Сен-Санса. Дирижер — народный артист СССР Владислав Чернушенко. Партия органа — Рубин Абдуллин.





Торжественная месса № 4 была написана Шарлем Гуно в 1888 году в честь беатификации (причисления к лику блаженных) Жана-Батиста де Ла Салля (1651-1719), французского священника и педагога. Это малоизвестное произведение Гуно, наряду с его Мессой памяти Жанны Д’Арк (1887), исполняется и записывается крайне редко. Хотя именно эти две мессы по своему звучанию гораздо ближе к духу литургии, чем другие подобные сочинения Гуно. Первое исполнение Торжественной мессы № 4 состоялось 24 июня 1888 года в Реймском соборе.



Жан-Батист де Ла Салль считается одним из основоположников современной педагогической системы. В 1685 г. он учредил в Реймсе первое специальное учебное заведение для профессиональной подготовки учителей. За свои усилия в помощи обездоленным детям Ла Салль был канонизирован. В 1950 г. святой Жан-Батист де Ла Салль был провозглашён католической церковью покровителем всех учителей.



Шарль Гуно всерьез увлекся духовной музыкой во время своего пребывания в Италии. Более того, вернувшись в Париж, композитор, принял решение стать священником. Он поступил на службу органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. В 1847–1848 гг. Гуно посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. А одно время жил в кармелитском монастыре, носил сутану и даже подписывался в письмах, как «аббат Гуно». Все это время Гуно писал исключительно сочинения духовного характера. И хотя со временем он все-таки отказался от принятия духовного сана и посвятил себя написанию музыки для оперной сцены, духовные сочинения по-прежнему занимали важное место в его творчестве (особенно в поздний период). Среди духовных сочинений Гуно 20 месс (первая из них была исполнена в 1839 г.), 4 реквиема, Te Deum, Stabat, Mater, сотни мотетов, хоралов и других церковных песнопений и, конечно, оратории. Наиболее значительные и заметные: «Искупление» (1881 г.) и «Смерть и жизнь» (1884 г.) — трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра, — и Ave Maria, вдохновленное прелюдией до мажор Баха. В 1869 г. Гуно написал Папский марш, который с 1949 г. стал официальным гимном Ватикана.



Ave Maria («Радуйся, Мария») — католическая молитва к Деве Марии, названная по ее начальным словам. Эту молитву называют также «ангельским приветствием», так как ее первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения. В Православии молитве Ave Maria соответствует Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся»). Молитва Ave Maria вошла в частое употребление с XI века. С XVI века к ней стали прибавлять заключительные слова, употребляемые поныне: «Святая Мария, матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь». На текст молитвы написано множество музыкальных произведений. Среди авторов музыки — Палестрина, Гуно, Дворжак, Верди, Масканьи, Каччини, Лист, Сен-Санс и др. Широко известное произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии текст Ave Maria стали целиком петь на музыку этой песни Шуберта.

Календарь

Декабрь 2018
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Свежий выпуск