В Капелле прозвучит редкое сочинение Шарля Гуно
среда, 30 маяВ Капелле Санкт-Петербурга состоится очередной концерт из цикла «Премьеры сезона». В исполнении Певческой капеллы впервые в нашей стране будет исполнена Торжественная месса № 4 Шарля Гуно для смешанного хора и органа по напевам католической литургии. Также в концерте прозвучит Ave Maria на музыку Баха-Гуно, Доницетти, Мендельсона, Листа, Брамса, Леонкавалло и Сен-Санса. Дирижер — народный артист СССР Владислав Чернушенко. Партия органа — Рубин Абдуллин.
Торжественная месса № 4 была написана Шарлем Гуно в 1888 году в честь беатификации (причисления к лику блаженных) Жана-Батиста де Ла Салля
(1651-1719), французского священника и педагога. Это малоизвестное произведение Гуно, наряду с его Мессой памяти Жанны Д’Арк (1887), исполняется и записывается крайне редко. Хотя именно эти две мессы по своему звучанию гораздо ближе к духу литургии, чем другие подобные сочинения Гуно. Первое исполнение Торжественной мессы № 4 состоялось 24 июня 1888 года в Реймском соборе.
Жан-Батист де Ла Салль считается одним из основоположников современной педагогической системы. В 1685 г. он учредил в Реймсе первое специальное учебное заведение для профессиональной подготовки учителей. За свои усилия в помощи обездоленным детям Ла Салль был канонизирован. В 1950 г. святой Жан-Батист де Ла Салль был провозглашён католической церковью покровителем всех учителей.
Шарль Гуно всерьез увлекся духовной музыкой во время своего пребывания в Италии. Более того, вернувшись в Париж, композитор, принял решение стать священником. Он поступил на службу органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. В
1847–1848 гг. Гуно посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. А одно время жил в кармелитском монастыре, носил сутану и даже подписывался в письмах, как «аббат Гуно». Все это время Гуно писал исключительно сочинения духовного характера. И хотя со временем он все-таки отказался от принятия духовного сана и посвятил себя написанию музыки для оперной сцены, духовные сочинения по-прежнему занимали важное место в его творчестве (особенно в поздний период). Среди духовных сочинений Гуно 20 месс (первая из них была исполнена в 1839 г.), 4 реквиема, Te Deum, Stabat, Mater, сотни мотетов, хоралов и других церковных песнопений и, конечно, оратории. Наиболее значительные и заметные: «Искупление» (1881 г.) и «Смерть и жизнь» (1884 г.) — трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра, — и Ave Maria, вдохновленное прелюдией до мажор Баха. В 1869 г. Гуно написал Папский марш, который с 1949 г. стал официальным гимном Ватикана.
Ave Maria («Радуйся, Мария») — католическая молитва к Деве Марии, названная по ее начальным словам. Эту молитву называют также «ангельским приветствием», так как ее первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения. В Православии молитве Ave Maria соответствует Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся»). Молитва Ave Maria вошла в частое употребление с XI века. С XVI века к ней стали прибавлять заключительные слова, употребляемые поныне: «Святая Мария, матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь». На текст молитвы написано множество музыкальных произведений. Среди авторов музыки — Палестрина, Гуно, Дворжак, Верди, Масканьи, Каччини, Лист, Сен-Санс и др. Широко известное произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии текст Ave Maria стали целиком петь на музыку этой песни Шуберта.