«Страсти по Матфею»

суббота, 12 мая

В Капелле Санкт-Петербурга в исполнении солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы прозвучит произведение митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Дирижер — Народный артист СССР Владислав Чернушенко. Концерт состоится в рамках XXI Пасхального фестиваля.





Митрополит Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев; род. 24 июля 1966) — епископ Русской Православной Церкви; митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. Кирилла и Мефодия, член Патриаршего совета по культуре. Митрополит Иларион — богослов, церковный историк, композитор, автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра. В 1984 году, по окончании школы, он поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. Учился в классе А.А.Николаева. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.



В 2006-2007 годах епископ Иларион вернулся к активной композиторской деятельности, написав «Божественную Литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Исполнения «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории» в Москве предварялись приветствием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В течение 2007-2008 годов «Страсти по Матфею» с успехом были исполнены в Москве и Риме, а также в Мельбурне и Торонто. Концерты вызвали резонанс в СМИ.

Вот что пишет о произведении сам митрополит Иларион:



«В своем сочинении я опирался на музыкальное видение баховской эпохи: именно потому я назвал свое сочинение «Страстями по Матфею». Но это не стилизация. Музыка Баха для меня — ориентир, эталон, потому и отдельные баховские интонации, естественно, вплетаются в музыкальную ткань моего сочинения. Но старую форму «Страстей», восходящую к до-баховской эпохе я наполнил новым содержанием.

Оригинальность этого сочинения заключается, во-первых, в его христоцентричности. В русской светской музыкальной традиции вплоть до последней четверти XX века не было произведений, посвященных жизни, страданиям, смерти и воскресению Христа. Евангелие не воспринималось нашими светскими композиторами как достойный сюжет для музыкального творчества. Русские оперы и оратории писались на исторические или романтические сюжеты, религиозный элемент в них не был центральным. Я же в своем сочинении опирался на евангельский сюжет и на богослужебные тексты, которые, опять же, лишь в редких случаях использовались в нашей светской музыке. Структура моего сочинения напоминает структуру Последования Страстей Христовых, совершаемого в канун Великой пятницы. Это богослужение иногда называют Службой двенадцати Евангелий, потому что евангельские отрывки в ней перемежаются с тропарями, стихирами и канонами, содержащими богословский комментарий к евангельскому тексту. Таким же комментарием к евангельской истории Страстей Христовых является моя музыка.



«Страсти по Матфею» — первое музыкальное сочинение, написанное для концертной сцены, но основанное на традициях русской церковной музыки. В XIX-XX веках существовал водораздел между музыкой для богослужебного употребления, и музыкой светской, концертной. Первая звучала почти исключительно в храмах, вторая — в концертных залах и театрах. Мне же хотелось создать некий синтез этих двух традиций, преодолеть искусственный водораздел между ними. Мне хотелось, чтобы люди, которые не ходят в церковь регулярно, смогли пережить те же чувства, какие испытывают православные верующие, когда присутствуют на богослужениях Страстной седмицы. Я хотел, чтобы, услышав эту музыку, люди потянулись в церковь.



В качестве либретто я использовал богослужебные тексты, которые я сам выбирал, иногда адаптируя их или сокращая для того, чтобы они легче ложились на музыку. Моей задачей было написать серию музыкальных фресок, которые в совокупности составляли бы цельную иконографическую композицию, посвященную Страстям Христовым. Если иконы и фрески — это умозрение в красках, то мне хотелось создать умозрение в музыке, то есть такую музыку, которая была бы наполнена церковным, богословским содержанием".

Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск