«Антология зарубежной музыки. Людвиг ван Бетховен»

пятница, 27 апреля

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга завершает серию концертов «Антология зарубежной музыки. Людвиг ван Бетховен». В рамках этого цикла, продолжавшегося два сезона, со сцены Капеллы прозвучали практически все оркестровые произведения великого немецкого композитора. Бетховенскую антологию оркестр Капеллы завершает Концертом для фортепиано с оркестром № 1 до мажор и Симфонией № 5 до минор. Солист — Петр Лаул (фортепиано). Дирижер — Илья Дербилов.





Создание Первого фортепианного концерта приходится на 1795-1796 годы, но окончательная его версия относится к 1798 году. Если предположить, что Второй концерт создавался Бетховеном для первого публичного выступления в Вене, то Первый, вероятно, готовился к гастролям в Праге, где, как полагают, и был впервые показан публике.



Даже в годы расцвета своего пианистического гения Бетховен играл преимущественно в закрытых собраниях — во дворцах аристократических покровителей, у друзей, у себя на дому. Публично он играл только свои произведения; лишь однажды в благотворительных целях исполнил моцартовский концерт d-moll — в пользу вдовы Моцарта (сохранилась бетховенская фортепианная каденция к этому концерту). В сборных программах Бетховен участвовал неохотно. Авторских же вечеров, где он выступал как пианист, дал в Вене немного — вероятно, не более трех. Такие вечера именовались «музыкальными академиями». Бетховен уже не испытывал насущной потребности в таком материальном подспорье: добившись признания, он имел возможность жить на доходы от издания сочинений, поддерживали его и венские меценаты. К тому же приближение глухоты сковывало его пианизм. Этим и объясняется малое количество бетховенских академий. Но к каждой академии Бетховен готовил новый фортепианный концерт, который предполагал сам исполнить. И подобно своим предшественникам, он импровизировал на предложенные публикой темы.



До исполнения в академии концерт не издавался — такова была венская традиция. Более того, до печати Бетховен лишь эскизно намечал сольную фортепианную партию. Но всегда на пюпитр ставил перед собой связку нот. Музыкант, на одной из академий переворачивавший ему страницы, с удивлением заметил, что рукопись содержит какие-то непонятные отметки — выписаны были лишь вступления соло. Это еще один распространенный тогда обычай: солист в знак уважения к слушателям должен был играть по нотам.



2 апреля 1800 года Бетховен исполнил Первый фортепианный концерт в Вене на своей академии. Пресса благосклонно отнеслась к новому сочинению, отметив «много красот, особенно в первых двух частях». После того, как была исчерпана вся программа, Бетховен импровизировал на тему английского национального гимна. Концерт был опубликован в марте 1801 года (в 1833 — партитура). Сохранились три различные каденции Бетховена к первой части, одна из них — очень пространная и виртуозная; имеется краткая каденция и к финалу. Исполнялся ли концерт публично после академии 1800 года при жизни Бетховена, неизвестно; во всяком случае, сам он его больше не играл.



По сравнению со Вторым концертом, Первый отличается более помпезным характером, что объясняется, в частности, и более полным, «симфоническим» составом оркестра. И по своему образному складу он приближается к бетховенской Первой симфонии, замысел которой относится примерно к этому же времени.



Тема стремительного рондо — Allegro scherzando, C-dur — близка известной тирольской песне, отзвуки которой мы находим в Дивертисменте Моцарта и других сочинениях того времени. Бетховен преобразовал популярный напев, придав ему оживленный темп и юмористические акценты. Эта мелодия — с новыми текстами — впоследствии легла в основу ряда революционных песен; она была известна у нас под названием «Молодая гвардия» и широко распевалась в 20-30-е годы.



Новизна Первого концерта по сравнению с традиционными венскими концертами несомненна. Многое указывает на зрелый стиль Бетховена, хотя здесь еще не выявилось в полной мере мастерство, свойственное его позднейшим произведениям. Франц Вегелер свидетельствует, что финал концерта был написан под вечер — накануне премьеры в Вене; четыре переписчика тут же, на квартире Бетховена, размножали оркестровые голоса. В таком случае, на пражской премьере 1798 года, вероятно, звучал другой финал Первого концерта, рукопись которого до нас не дошла.



* * *

Пятая симфония Бетховена, которая поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. Однако создавалась она дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить в эти годы две симфонии совершенно иного характера: в 1806 году была написана лирическая Четвертая, в следующем начата и одновременно с Пятой завершена Пасторальная, позднее получившая № 6.

Это было время наивысшего расцвета таланта композитора. Бетховен смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта, — глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»



Пятая симфония посвящена известным меценатам — князю Ф.И.Лобковицу и графу А.К.Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в бетховенской академии, в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая симфония в до миноре» — № 6. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор повздорил с предоставленным ему оркестром — сборным, невысокого уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает дирижер И.Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.



Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов, Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь». Тема судьбы принадлежит к числу гениальнейших бетховенских находок.



В Пятой воплощена основная тема бетховенского творчества — героика и трагедия борьбы. Эта же идея в том же оптимистическом преломлении была положена и в основу «Героической симфонии». Но в новом произведении Бетховен придал ей несколько иную идейно-образную трактовку. От мрака к свету — так последовательно развивается драматургический конфликт Пятой симфонии. В бетховенской симфонии человек одерживает победу в результате единоборства с роком, судьбой. Сонатное Allegro Пятой симфонии — один из наиболее изумительных примеров бетховенского симфонического развития. Грозному и трагическому мотиву рока Бетховен придает активный, волевой характер.



Медленная вторая часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема приобретает героические черты. Тревожное настроение возвращается в третьей части. Мажорный финал Пятой симфонии выражает героическую развязку драмы. «Маршеобразный мотив (финал)... тем более чарует нас своей великой наивностью, что вся предшествующая ему симфония начинает теперь казаться только напряженным подготовлением к этому ликованию. Так сгущаются тучи, то гонимые бурей, то движимые нежным дуновением ветра, — пока, наконец, сквозь них не прорвутся могучие лучи солнца», — писал Рихард Вагнер.



Финал Пятой симфонии более, чем какое-либо из симфонических произведений Бетховена, приближается к стилю и духу музыки Французской революции. Сохранились свидетельства о том, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала Пятой симфонии вскочили с мест и отдали честь.



В последних тактах героические интонации главной темы растворяются в нескончаемом потоке фанфарных трубных возгласов. На протяжении тридцати тактов гремят аккорды до-мажорного трезвучия. Так к концу симфонии тревожный, «стук судьбы» преображается в торжествующую музыку победы.

Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск