«В зеркале жанра». Поэма

воскресенье, 26 февраля

Дневной концерт абонемента «В зеркале жанра» посвящен поэме. Академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением Святослава Лютера. В концерте принимает участие хор Михайловского театра, солисты: Александра Коробкина (скрипка), Анна Нечаева (сопрано), Станислав Леонтьев (тенор), Александр Морозов (бас). В программе: Сен-Санс. «Пляска смерти», симфоническая поэма, Е. Светланов. Поэма для скрипки с оркестром Рахманинов. «Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра.





На сей раз в зеркале жанра — поэма. Родоначальником этого жанра в музыке считается Ференц Лист, который писал музыку преимущественно для фортепиано, его симфоническое мышление было новым и революционным для своего времени. Господствующему со времен венского классицизма разделению частей Лист противопоставил сквозное развитие, эпическое полотно образного содержания.





Французский композитор Камиль Сен-Санс, младший современник Листа, продолжил искания своего кумира. Впрочем, на него повлияла и типично французская тенденция к программности, и, продолжая тему, поднятую еще Листом, «Пляску смерти» с ее мистикой и трагизмом, Сен-Санс смотрит на данный сюжет с саркастической усмешкой в духе актуальной его времени французской поэзии. Отсюда и ксилофон, передающий стук костей пляшущих скелетов, и солирующая скрипка, настроенная тритоном, на которой Смерть играет свой дьявольский танец в темпе вальса, навеянноый «Мефисто-вальсом» Листа.



Совсем иную окраску приобретает этот жанр в творчестве русских композиторов. Музыка Евгения Светланова, гениального музыканта, известного больше как дирижер, нежели композитор, к сожалению, не так часто звучит с большой концертной эстрады. Поэма для скрипки с оркестром Светланова посвящена памяти его великого друга, гениального скрипача Давида Ойстраха, и воплощает лучшие черты классического русского музыкального искусства: распевность, широкое дыхание, поэтичность и величие.



Признанным шедевром является поэма Сергея Рахманинова «Колокола». Летом 1912 года автор начал работу над поэмой, творя, по собственным воспоминаниям, «с лихорадочным жаром». «Колокола» так и остались одним из любимейших его сочинений, передающих пережитый в детстве восторг от звона колоколов Софийского собора. Четыре части Поэмы рисуют четыре картины разного настроения и воссоздают сюжетные представления о разных этапах человеческой жизни. Первые две части (звон бубенцов и свадебный звон), проникнуты безмятежным счастьем, третья и четвертая (набат, извещающий о пожаре и похоронный звон) — звучат трагически.



Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича

Большой зал

Начало в 15 часов

Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск