Концерт «ИГРА ВОДЫ»

вторник, 22 ноября

22 ноября вечер цикла «Концерты с сюжетом» называется «Игра воды». Как видно из названия, будут исполнены произведения, так или иначе связанные с водной стихией. Вы услышите: увертюру к опере «Летучий голландец» ВАГНЕРА, Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» БРИТТЕНА, симфоническую картину «Садко» РИМСКОГО-КОРСАКОВА, «В лодке», «Отражения в воде» (оркестровка А. С. Дмитриева) и «Море», ДЕБЮССИ. Академическим симфоническим оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ, о сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.





Музыканты и художники издревле искали и находили вдохновения в явлениях природы. Блеск и изменчивость струящейся из родника воды, морские волны, глубины океана и поэзия озер воспеты в бесчисленных творениях искусства. Подобным настроением проникнуты «Отражения в воде» и «В лодке» К. Дебюсси, символизирующие тезис импрессионистов — знаменитую фразу из «Фауста» Гете: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Пучины моря в «Садко» Римского-Корсакова — это, скорее, море глазами мореплавателя и путешественника, прекрасная, но таящая множество опасностей, непредсказуемая стихия с чудовищами в подводном мире, стихия, которая никогда не подчинится человеку до конца, но будет вечно его манить. Море для англичанина Бриттена, автора оперы «Питер Граймс» — это среда обитания, с ее будничной работой — ловлей рыбы, перевернутым баркасом, заменяющим главному герою дом, это суровая правда жизни, где все берет свое начало и находит свой конец. В «Летучем Голландце» Вагнера водная стихия полна мистификаций с призрачными кораблями, проклятьями и живописными прыжками в море со скал.



Оркестровый триптих Дебюсси, «Море» (1905), отличается подлинно симфоническим размахом. Это относится прежде всего к финалу («Разговор ветра с морем»), отдельные темы которого ассоциативно связаны с темами 1-й части («Море от зари до полудня»); картина, воссозданная в средней части («Игра волн»), многоцветна и калейдоскопически изменчива.



«Если бы среди всех творений Дебюсси, — говорил композитор Онеггер, — я должен был выбрать одну партитуру, чтобы на ее примерах мог получить представление об его музыке некто, совершенно незнакомый с ней ранее, — я взял бы с такой целью триптих „Море“. Это, на мой взгляд, произведение наитипичнейшее, в нем индивидуальность автора запечатлелась с наибольшей полнотой. Хороша сама музыка или плоха — вся суть вопроса в этом. А у Дебюсси она блистательна. Все в его „Море“ вдохновенно: все до мельчайших штрихов оркестровки — любая нота, любой тембр, — все продумано, прочувствовано и содействует эмоциональному одушевлению, которым полна эта звуковая ткань. „Море“ — истинное чудо импрессионистского искусства...»



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

имени Д. Д. ШОСТАКОВИЧА, БОЛЬШОЙ ЗАЛ

Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск