Капелла закрывает сезон

среда, 6 июля

6 июля 2011 года Капелла Санкт-Петербурга закрывает очередной концертный сезон. В исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы прозвучат сценическая кантата «Кармина Бурана» Карла Орфа и ораториальная сюита «Виринея» Сергея Слонимского. Дирижер — народный артист СССР Владислав Чернушенко.





Сценическая кантата «Кармина Бурана» (1936) — самое известное сочинение Карла Орфа, принесшее своему автору всемирную славу и, в числе немногих музыкальных шедевров ХХ века, сразу же оказавшееся в золотом фонде популярного классического репертуара. Первое исполнение состоялось 8 июня 1937 года в Государственной опере Франкфурта-на-Майне.



В начале 1930-х годов композитор познакомился со сборником XII-XIII веков «Carmina Burana» («Песни Бойерна»), найденном в 1803 году в монастыре Бойерн в Баварии. В сборнике содержались произведения странствующих средневековых поэтов. В либретто вошли стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком языке. Они охватывают широкий круг светских тем, актуальных во все времена: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны, удовольствие от пьянства, обжорства, азартных игр и плотской любви. Полное название кантаты — «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами совместно с инструментами и магическими изображениями»). «Кармина Бурана» состоит из пяти основных частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий. Композиционная структура во многом основана на идее вращения Колеса Фортуны. Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, Колесо Фортуны поворачивается, счастье оборачивается печалью, а надежда сменяется горем. Наиболее известной частью кантаты является хоровая композиция «O Fortuna», которая открывает и завершает произведение.



Ораториальная сюита «Виринея» создана в 1974 году Сергеем Михайловичем Слонимским на основе своей одноименной оперы (1967), которая с успехом шла во многих городах СССР. В этой первой опере Слонимского на либретто С.Ценина по пьесе Л.Сейфуллиной и В.Правдухина запечатлено трагическое крушение всего жизненного уклада старой русской деревни в 1917 готу, братоубийственная рознь, расколовшая все слои русского общества. Место традиционных симфонических антрактов в оперном спектакле занимают развернутые хоровые, песенные антракты, вошедшие затем в ораторию. Там, где мы привыкли слышать увертюру, звучит «Песня Виринеи с хором» на народный текст о несчастной судьбе «во время смутное, ненастное». Хоровой антракт «Метель» — о февральской революции 1917 года; «Отходная молитва» — о конце власти и веры в царя. Третий антракт — «Трепак», пляска деревенских женщин, пьющих «горькую» от отчаяния и бедности. Хоровая сцена «Песни на чугунке» («Ох, и ночь!») — картина развеселой и жестокой ночной гулянки разуверившихся во всем жителей заволжского села и заезжих рабочих, годами строящих железную дорогу, так и не доведенную до конца. Параллельно хоровым сценам развертывается повествование о трагической судьбе гордой, неуступчивой и страстной крестьянки Виринеи.

Календарь

Октябрь 2018
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Свежий выпуск