Выставка графики «Друг к другу»
с 5 февраля по 08 мая
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) представляет выставку графики
«Друг к другу», с которой начнется знакомство петербуржцев с большой и серьезной коллекцией
музея. Экспозиция носит камерный характер, она представляет «жемчужины» графического фонда –
произведения крупных мастеров 1920-1940 годов, среди которых: Пелагея Шурига, Александр
Якобсон, Ксения Климентьева, Александр Ведерников, Владимир Гринберг, Николай Костров,
Николай Лапшин и др. К сожалению, сегодня их имена не на слуху, а произведения их не столь
часто увидишь на музейных выставках.
Экспозиция выстроена по принципу «диалога», женские и мужские персонажи обращены
«Друг к другу». Степень их единения или крайней обособленности варьируется в зависимости от
зрительского восприятия.
Наследие Пелагеи Шуриги, скульптора и автора многочисленных превосходно выполненных
графических работ, в собрании Музея велико.
В экспозицию включены лишь 4 графических листа - «Большие обнаженные». Эти работы
были созданы ею в тяжелые годы войны, в эвакуации. В вытянутых по вертикали, статичных
женских фигурах прослеживается связь с первобытными Венерами.
Еще одной гордостью коллекции Музея являются работы Александры Якобсон. В 1930 году
она окончила ВХУТЕИН, отделение монументальной живописи, где училась у К. Петрова-Водкина.
Волей или неволей Александра Николаевна впитывала в себя дух и эстетику петрово-
водкинских полотен. Возможно, что с оглядкой на великого мастера, она написала «Бурятку с
лошадью», молодую женщину, столь же величаво спокойную, как и знаменитая «Петроградская
мадонна». Она стоит в окружении байкальского пейзажа, дымящихся юрт, словно заслоняя собою
родной край. Ее облик архетипичен и отражает многовековые идеалы бурятского народа.
К стилистике «Круга художников» был близок Владимир Гринберг, хотя формально он никогда
к объединению не принадлежал.
Включенные в экспозицию рисунки, выполненные сангиной и углем, относятся к раннему
этапу творчества художника. Его формирование началось в «Новой художественной мастерской»,
где преподавал в те годы Александр Яковлев. Именно в этот период были созданы работы «Портрет
мальчика» и «Слава Рындзюн». Они выполнены в классическом духе, с традиционным вниманием к
академическому рисунку.
Примечательно, что все вошедшие в экспозицию графические листы уже полюбились в
Европе. Выставки из коллекции Музея не раз демонстрировались за рубежом. Теперь графическими
произведениями из коллекции МИСПа смогут насладиться петербургские зрители.