ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА: лучший театр Китая с гастролями в России

с 10 октября по 15 октября


В октябре 2014 года на исторической сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга и в

Московском музыкальном театре имени Наталии Сац состоятся выступления Пекинской

оперы – национальной гордости Китая, внесенной ЮНЕСКО в список всемирного

культурного наследия. Гастроли пройдут в рамках мирового тура, посвященного 120-

летию выдающегося актера и театрального реформатора Мэй Ланьфана, впервые

представившего китайскую оперу за рубежом. Международное гастрольное турне с

участием 90 лучших актеров и музыкантов Пекина проходит по местам славы великого

артиста, который в начале XX века выступал в России, Японии и США. Во главе труппы

стоят сын Мэй Ланьфана, маэстро Мэй Баоцзю, и директор Пекинской академии оперы

Ли Эньцзе. Российским зрителям будут представлены лучшие спектакли из репертуара

Большого театра Пекинской оперы имени Мэй Ланьфана: «Легенда о белой змее» и «Му

Гуйин принимает командование».











«Мэй Баоцзю с учениками трех поколений школы Мэй отправился в тур, посвященный

памяти своего отца, - говорит Ли Эньцзе. - Мы надеемся, что это путешествие достойно

продолжит историю нашего национального искусства и то культурное взаимодействие,

которое началось с мировых гастролей Ланьфана. Увидев наши спектакли, вы станете на

шаг ближе к пониманию китайской культуры и менталитета».





Жанр Пекинской оперы сочетает в себе национальную музыку и уникальные вокальные

приемы, тщательно продуманный язык жестов, танец, акробатику и элементы боевых

искусств. Актеры носят на сцене яркие костюмы с массивными головными уборами,

которые весят до 10 кг каждый, а облачение и нанесение сложнейшего грима длится

около трех часов. Во время последних гастролей Пекинской оперы в США газета New York

Times отметила «высочайший уровень сценографии и пластики артистов, до которого

сейчас пытаются дотянуться бродвейские шоу».









Китай – родина одной из древнейших мировых цивилизаций. Китайская традиционная

культура складывалась тысячелетиями, и именно ей человечество обязано изобретением

бумаги, пороха, компаса и книгопечатания, а также существованию кунг-фу и тайчи,

чайных церемоний и искусства каллиграфии. Одним из главных сокровищ Китая,

хранившихся в секрете более 200 лет, является Пекинская опера.

В 1993 году самая престижная кинонаграда мира – Золотая пальмовая ветвь Каннского

фестиваля – досталась китайскому режиссеру Чену Кайге. Его картина «Прощай, моя

наложница» (Farewell My Concubine) также была удостоена главного приза Британской

киноакадемии BAFTA, получила «Золотой глобус» и две номинации на Оскар. Зрители

по всему миру сопереживали главным героям фильма, двум исполнителям Пекинской

оперы, и восхищались этим необычным искусством, хранящим древние традиции

Поднебесной. А ведь всего 60 лет назад никто за пределами Китая даже не подозревал о

существовании этого жанра.





У себя на родине Пекинская опера всегда была любима и уважаема всеми жителями

страны – от аристократов и правителей до бедняков-земледельцев. Официальным годом

ее рождения считается 1790, когда в Пекин на праздник в честь 80-летия Императора

приехали четыре оперные труппы из провинции Аньхой. Их игра так понравилась

правителю, что он велел всем артистам остаться в столице навсегда. Во второй половине

XIX века Пекинскую оперу уже знали во всех уголках страны. Театры, ставящие спектакли,

процветали, а исполнителей боготворили – их изображениями были завешаны стены в

домах, в их честь называли детей. Даже история китайского кинематографа началась с

Пекинской оперы: первый немой фильм, снятый в Китае в 1905 году, изображал отрывок

из постановки «Гора Динцзюньшань».









Традиции Пекинской оперы сильно отличаются от европейской. Здесь внимание

зрителей привлекают не массивные декорации, а яркие, сложные костюмы и грим,

которые отображают настроение, моральные качества, возраст и социальное положение

героев пьесы. Помимо пения и декламации артисты на сцене исполняют сложные

акробатические трюки, танцуют и дерутся на мечах.

Пекинская опера с ее выразительными образами не раз служила вдохновением для

многих деятелей театра и кинематографа по всему миру. Представлениями китайских

артистов восхищались такие мастера, как Чарли Чаплин и Мэри Пикфорд, Сергей

Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд, Владимир Немирович-Данченко и Бертольд Брехт.





Всех этих людей познакомил с Пекинской оперой легендарный артист и постановщик

Мэй Ланьфан.





Мэй Ланьфан – великий реформатор театрального искусства Китая

Мэй Ланьфан (1894–1961) родился в семье артистов пекинской и куньшаньской оперы.

Он приобрел наибольшую известность среди четырех знаменитых артистов амплуа

дань – мужчин, исполняющих женские роли. Для китайского театра Мэй Ланьфан

представляет такое же значение, как для русского – Константин Станиславский. Он

создал собственную школу исполнительского мастерства, которая по сей день является

одной из сильнейших в Китае, и был первым директором Большого театра Пекинской

оперы, который сейчас носит его имя.









Мэй Ланьфан организовал первые в истории Пекинской оперы международные гастроли,

чтобы познакомить зрителей по всему миру с китайской культурой. До 1949 года он

выступил в Японии, США и СССР, где спектакли с его участием имели огромный успех,

стал почетным доктором Университета Южной Калифорнии и Колледжа Помоны,

общался с великими деятелями культуры и искусства. В Москве и Ленинграде спектакли

Мэй Ланьфана посетили Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Сергей Третьяков,

Эдвард Гордон Крэг, Константин Станиславский, Сергей Эйзенштейн и Максим Горький.









Сегодня труппу имени Мэй Ланьфана возглавляет его сын Мэй Баоцзю. Он является

ведущим артистом, преподавателем и хранителем наследия школы Мэй, созданной его

отцом. В 2014 году Мэй Баоцзю, совместно с Пекинской академией оперы и лучшим

китайским агентством по организации культурных мероприятий Wu Promotion, проводит

мировые гастроли в честь 120-летнего юбилея Мэй Ланьфана. Тур стартовал 30 июня

2013 года в Пекине и длится уже более года – путешествие проходит по местам славы

Мэй Ланьфана, в числе которых многие города и регионы Китая, а также США, Япония и

«Влияние Мэй Ланьфана на мировую драматургию не подлежит сомнению, - говорит

Мэй Баоцзю. – Ему удалось отточить свое мастерство до предела и показать всю красоту

Пекинской оперы миру. И сегодня наша труппа в каждом спектакле старается воплотить

истинный дух этого искусства, следуя традициям школы Мэй».









• Прекрасный знаток китайской и японской культур, Сергей Эйзенштейн

впервые услышал о Мэй Ланьфане от другого его горячего поклонника – Чарли

Чаплина. Эйзенштейн снял о Ланьфане и Пекинской опере несколько документальных

короткометражек и написал большую работу «Чародей грушевого сада».




• Мэй Ланьфан, в свою очередь, остался под большим впечатлением от русского

искусства. Балерине Галине Улановой, потрясенный ее танцем, он подарил китайский

национальный костюм.




• После двухнедельных гастролей по СССР Мэй Ланьфана попросили о

дополнительном спектакле, который состоялся на сцене Большого театра и длился до 3

часов ночи, а благодарная публика 18 раз вызывала труппу Мэй Ланьфана на бис.




• Некоторые классические пьесы Пекинской оперы состоят из более чем 24

действий. Целиком их сейчас не ставят: на репетиции уйдут годы, а исполнение может

занять целую неделю.




• Во время японской оккупации во Вторую мировую войну Мэй Ланьфан

отказался выступать для японских солдат и даже специально отрастил усы, что сделало

исполнение женских ролей невозможным. Отсутствие выступлений привело его к

крайней бедности, но Ланьфан вернулся на сцену только в 1945 году, когда Китай был

освобожден.




• Блестящей артистической карьере Мэй Ланьфана могла помешать болезнь – в

детстве у него была катаракта. Ему удалось излечить зрение с помощью ручных голубей,

за полетом которых мальчик часами следил, тренируя глаза.




• На встрече Мэй Ланьфана с культурными деятелями СССР оказался

знаменитый немецкий драматург Бертольд Брехт – именно тогда, в беседе с китайским

артистом, он впервые применил термин «эффект отчуждения», который впоследствии

лег в основу его теории эпического театра.




• На главную роль в фильме «Прощай, моя наложница» Чена Кайге пробовался

Джеки Чан – в детстве он учился в школе Пекинской оперы.




• В 2008 году Чен Кайге снял еще один фильм о Пекинской опере: «Мэй

Ланьфан: навсегда очарованный». Картина, снятая по воспоминаниям старшего сына Мэй

Ланьфана, получила множество наград в Китае и была номинирована на высшую премию

Берлинского кинофестиваля.




Официальный сайт фестиваля Пекинской оперы: pegingopera.eu






Пекинская опера в Москве: Театр имени Н.И. Сац, проспект Вернадского, 5, м. Университет






10 октября, 19.30, «Му Гуйин принимает командование»




11 октября, 19.30, «Легенда о белой змее»




Пекинская опера в Санкт-Петербурге: Мариинский театр, Театральная площадь, 1, м.

Сенная площадь






14 октября, 19.30, «Легенда о белой змее»




15 октября, 19.30, «Му Гуйин принимает командование»





Календарь

Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Свежий выпуск